Язва желудка

Язва желудка (или пептическая язва), одномоментно возникающая в ответ на острую психотравму, часто сопровождается кровотечением, нередко наблюдается у детей, до этого времени не страдавших желудочно-кишечными расстройствами. Упрощенно это выглядит так — неблагоприятная ситуация — острая субшоковая реакция со спазмом сосудов и дефектом слизистой или очагом некроза. 

 

Случай 1.

Привели крупного, сильного мужчину лет 40 — 45 лет.

Опирается на руку жены, бледный, растерянный, с выражением страха в глазах. Первым вопросом было: «Доктор, скажите только правду, сколько времени мне осталось жить?!…»

Не вдаваясь в подробности стал обследовать. Выяснилось: он «уверен» уже больше трех недель, что болен неизлечимым раком «желудка или двенадцатиперстной кишки» и считает дни до конца. Действительно потерял аппетит, за две недели потерял в весе около 8 кг. В области желудка и поперечной толстой кишки ощущается бульканье жидкости. Болевая чувствительность в области желудка, двенадцатиперстной кишки и поджелудочной железы. Тошнота, редкие рвоты, отрыжка газом… Прошел терапевтов, гастроэнтеролога, сделал 4 рентгеновских снимка; готовится к болезненной процедуре: гастродуоденоскопии. Заверениям врачей -«максимум улькус» (язва желудка) — не верит. Убежден, что у него рак желудка. Недавно был свидетелем смерти родственника от рака легких…

 «У него было много воды в легких. У меня вода в желудке; как и он теряю в весе, нет аппетита, рвоты — значит, у меня рак в желудке». Никакие разъяснения о несостоятельности его заблуждения, ни конкретный разбор вместе с ним всех предыдущих исследований, рентгеновских снимков — не помогли. Из-за страхов не может ни есть, ни работать, ни спать. Неделю назад полностью забросил работу, которая раньше приносила ему хороший доход и удовольствие. Полгода назад пережил трагедию: в дорожной катастрофе погибла мать жены, из-за чего ее отец с тяжелой депрессией безрезультатно лечится у психиатров.

Оказался гипнабельным. Удалось обезболить верхнюю часть живота, вернуть аппетит и снять часть страхов. Впервые за последние 2 месяца пил кофе, рюмочку, хорошо закусил… Позже обнаружили лямблии, которые и вызывали боли, газы, ощущение жидкости в желудке и кишечнике.

Стали проводить специфическое противолямблиозное лечение. Однако опасения и страхи у него остались. Дополнительные 8-10 сеансов привели к полному избавлению от страхов. Теперь при встрече просто смеётся над своим умиранием от «рака». Полностью трудоспособен.

 

Случай 2.

Пример. Больной С, 37 лет, механик, женат, хороший семьянин. Лечится весной и осенью по поводу обострения язвенной болезни желудка. В апреле у больного появилось расстройство желудка с рвотой и болями. Лечился в больнице 21 день. Выписался в удовлетворительном, несколько меланхолическом состоянии из-за того, что не окреп, как хотелось. Летом отравился некачественным арбузом: появились боли в животе, тошнота, рвота, понос. Несмотря на то, что в течение недели якобы все наладилось, однако в животе, по словам больного, как паук своими щупальцами перемешивает в желудке. Он считает, что у него рак.

При дополнительном рентгенологическом и гастроскопическом обследовании установлено: язвенная болезнь желудка большой кривизны, зарубцевавшаяся; воспалительных явлений нет.

Вначале провели четыре сеанса гипнотерапии. На пятом сеансе под гипнозом больного возвратили в прошлое — в то время, когда появился страх, что у него рак желудка. Он начал вспоминать и подошел к тому времени, когда лежал в больнице; у соседа по палате обнаружили рак желудка, его оперировали, и он вскоре умер. В этот момент он внезапно засуетился, схватился за живот, появились позывы на рвоту, проявил беспокойство. С помощью внушения его перевели в настоящее время, внушили, что рентгенологически у него язва зажила и заболеваний со стороны желудка и кишечника нет. С этого дня усилия были направлены только на стойкое невротическое состояние — страх заболевания раком. После шести сеансов гипноза психологическое и соматическое состояние больного нормализовалось. Выбранный метод лечения позволил избавить его от желудочных расстройств, от навязчивых мыслей, улучшить общее состояние. Кроме того, дан совет, какие профилактические мероприятия надо провести осенью и весной, чтобы избежать обострения или расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта.

Лечение уберегло этого больного от хронической инвалидности и надвигающегося социального отчуждения.

 

Случай 3.

“Идет занятие, разбираем каталепсию, все хорошо. И девушка, которая рядом со мной сидит, говорит: «А вот у меня язва желудка, интересно, наши техники могут помочь?» Я говорю: «Ну, конечно». Быстро ей поднимаю руку в каталепсию и говорю: «Пусть твое бессознательное этим займется и когда оно выполнит эту работу, рука опустится». К счастью она сидела справа от меня, и рука была левая. Ну, она сидит, сидит, сидит, сидит, сидит. Перерыв. Идет на перерыв, кофе пьет, бутерброд ест, рука висит в воздухе. 15 минут перерыв, она думает, что так и надо. Я начинаю нервничать, а она нет. Возвращается, дальше начинаем заниматься, она конспектирует, что-то пишет, рука висит. Внушение как сформулировано: «… и когда эта работа будет завершена, рука опустится». Но это же язва желудка. Это же даже бессознательное не может за 5 – 10 минут. Может пара недель, может, пара месяцев. И все время вот так ходить? Я переформулировал внушение, рука опустилась благополучно. С тех пор я все время так говорю, это позволяет экономить время сеанса, помимо всего прочего. Значит, ресурсы найдены, запущены:

Эта работа будет продолжаться за пределами этого сеанса (транса), ночью, когда ты спишь, днем, когда ты бодрствуешь и занята своими делами, учитывая наш род занятий, в других трансах, в которые ты, возможно, будешь входить самостоятельно (самогипноз), или с чьей-либо помощью (гетерогипноз), столько, сколько необходимо. А сейчас должна быть завершена какая-то часть этой работы. И когда эта часть работы будет завершена, рука начнет опускаться, медленно, сама по себе, искренним непроизвольным движением. Это бессознательное подтверждает: «Да, работа запущена»”.

Случай 4.

(энеа-тип IV): пациентка К., 52 года; впервые выявленная язвенная болезнь желудка; эрозивный гастрит, панкреатит; инвалид II группы. Считает себя крайне эмоциональным человеком — «на этом фоне и развилась язва». Эрозивный гастрит в течение 30 лет. Жизнь воспринимает трагично, чувствует себя одинокой, хотя есть сын 17 лет. Три года назад от нее ушел муж, недавно умерла мать, которая была самым близким человеком. Ожесточена по отношению к другим людям. Часто плачет. Лидером быть никогда не стремилась. Эти особенности характерны для IV энеа-типа, имеющего в качестве основной страсти зависть. К. Наранхо характеризует таких людей как ищущих счастье через боль. Также очевиден пассивный тип язвенного больного.

Вероятно, эта больная является «психосоматическим» язвенником (по Overbeck, Biebl), так как обладает бедной фантазией, чувствует себя одинокой, имеет сопутствующую патологию, а язва развилась после потери объекта зависимости (матери).

Случай 5.

(энеа-тип VII): пациентка З., 55 лет; впервые выявленная язвенная болезнь желудка; эрозивный гастрит; 6 месяцев назад перенесла микроинсульт; инвалид II группы. Замужем, взрослые сын и дочь. Обстановку в семье оценивает как хорошую. Себя считает эмоциональным человеком. Считает, что язва имеет психогенную природу. Жизнерадостна, отмечает, что «все хорошо». Говорит, что в коллективе стремилась быть лидером, выделяться среди других, нравиться мужчинам.

Отмечает, что очень сильно переживает по поводу неудач. Говорит, что очень любит заботиться о других людях. Такие особенности характерны для «оппортунистических идеалистов» (энеа-тип VII), имеющих страстью ненасытность и чревоугодие. Очевиден гиперактивный тип язвенного больного. По Overbeck и Biebl, она, вероятнее всего, является язвенным больным с неврозом характера — имеет место длительное переживание неудач. Таким образом, исследование энеа-типологической структуры личности помогает лучше понять личностные особенности пациента, предсказать его поведение в тех или иных ситуациях. При исследовании выяснилось, что большая часть пациентов имеет характерные для язвенных больных типы поведения. Следовательно, при лечении больных язвенной болезнью необходимо учитывать психические особенности пациентов и проводить психотерапевтическую коррекцию.

Оставить комментарий