Раздражённый желудок

Понятием “раздражённый желудок” (по английской терминологии, неязвенная диспепсия – non-ulcer-dyspepsia) определяется разнообразная картина болезни, которая характеризуется комплексом жалоб без морфологически определяемых оснований. К типичным жалобам относятся ощущение давления и переполненности желудка после приёма пищи, тошнота и готовность к рвоте, иногда также боли. Преобладающая до сих пор гипотеза происхождения болезни предполагает наличие дуоденально-желудочного рефлкжса. Вероятно, речь идёт о значительных расстройствах моторики с гастроинтестинальными двигательными нарушениями, которые комбинируются с замедленным выделением желудочного содержимого. У большинства больных в послеобеденное время обнаруживают снижение активности привратника, а в верхнем отделе тонкой кишки – кратковременные локальные фазные и тонические судорожные сокращения.

Клиническая картина складывается из ощущения давления и полноты в эпигастральной области, потери аппетита, непереносимости жиров, алкоголя, кофеина, определённых овощей и т.п. (непереносимость неспецифична). Течение болезни исключительно хроническое, жалобы постоянно возобновляются. Типичны тесная связь с состоянием духа и почти регулярные указания на то, что конфликтные переживания и психофизиологические перегрузки “бьют по желудку”. Желудок является “спусковым крючком” для всякого рода психогенных факторов.

Однозначные корреляции с социальными факторами обнаруживаются у пациентов, работающих посменно, у работающих замужних женщин (двойная нагрузка!), а также у людей, приезжающих на работу из пригородов.

 

Случай 1.

Больной М. Р., 31 года, электрик, женат, отец 4-х детей, лечился у нас с июня 1953 г. Мы его видели на консультации у гастроэнтеролога по поводу заболевания желудка с рвотой, болями и значительным похуданием. В 1952 г. подвергся гастрэктомии в связи с кровавой рвотой во время болевого приступа.

Начиная с 1944 г. у больного отмечались расстройства желудка с рвотой и болями. Операция принесла облегчение на 2 мес, затем приступы возобновились и с каждым разом становились все сильнее. Больной потерял трудоспособность. Через 2 мес вновь перенес оперативное вмешательство по поводу спаечного процесса. Улучшение состояния в течение месяца, затем опять расстройства прежнего типа. Общее состояние болезненное; за последние 18 мес больной похудел на 22 кг, ходит с палочкой, не работает уже несколько месяцев.

Обследование больного и особенно его собственное описание симптомов встревожили нас: больной сравнивал свою боль с двигающимся пауком, перемещающим свои щупальца в глубине желудка. Он считал, что у него рак. Кроме того, обнаружилась полная слепота левого глаза, возникшая после ранения при бомбардировке. Офтальмолог констатировал рубец, но считал, что слепота с ним не связана.

Мы решили применить гипноз с активной психотерапией, направленной на социальную реабилитацию. Больной оказался весьма гипнабельным, но, будучи амбивалентным в отношении лечения, приходил на сеансы очень нерегулярно. Тем не менее наступило определенное улучшение его состояния, увеличилась масса тела.

Вначале мы проводили длительные сеансы гипноза, затем решили предпринять попытку исследования под гипнозом с целью катарсиса, учитывая при этом хрупкость структуры личности пациента. Больного попросили воскресить в памяти ту бомбардировку, когда он был ранен. В момент, когда больной начал вспоминать, он внезапно проснулся в паническом ужасе. Мы его успокоили и решили прибегнуть к компромиссу. С этого дня мы занялись только пищеварительными расстройствами больного, отложив на время лечение его слепоты.

По-видимому, выбранный метод лечения позволил улучшить общее состояние больного и избавить его от желудочных расстройств, облегчив его включение в социальную и профессиональную деятельность. Удовлетворительное состояние наблюдалось 2 года. В июле 1956 г. работал по своей специальности, немного жалуясь на свое физическое состояние. В мае 1958 г. состояние больного хорошее; рвота не возникает. В семье появился пятый ребенок. Материальное положение больного улучшилось, ему удалось выбраться из трущобы, где он жил, и переселиться в муниципальный дом.

Лечение уберегло этого больного от хронической инвалидности и надвигавшегося социального отчуждения. По-видимому, гипнотические отношения, включающие удовлетворение инстинктивных влечений (объяснить все психодинамические процессы не представляется возможным), позволили ему мобилизовать свои силы, что привело к частичному выздоровлению.

 

Случай 2.

Издания 1920-х годов — «Гипнотизм, или внушение и психотерапия»

Я позволю себе привести из моего гипнотического курса еще следующий случай. Г-н Р., образованный купец, по его словам, раньше страдал язвой желудка; осталось расширение последнего. Несмотря на волчий голод, он ничего не может переносить. Все остается в желудке; стул сильно задержан, всегда на несколько дней. Больной почти ничего более не переносит. Все средства оказались тщетными; больше он не может выдержать. Расширение желудка было констатировано разными врачами. Профессор К. в X. объявил больному, что ему может помочь только операция (иссечение желудка), которая, однако, не безопасна. Для этого он должен обратиться к проф. К. Больной, однако, не решился и обратился ко мне с просьбой сделать опыт с внушением. Я ничего не обещал, но сказал, что опыт не повредит и что диагнозы не всегда непогрешимы. Хотя достигнута была только гипотаксия, действие, однако, было чрезвычайно резкое. Стул тотчас же урегулировался (вначале даже 4 раза в день). Все жалобы на желудок прекратились; все кушанья хорошо переносились. После 3 — 4 сеансов больной выздоровел и, сколько мне известно, здоров и по сегодняшний день. Операция желудка, естественно, оказалась излишней. В данном случае, очевидно, было налицо, самое большее, лишь функциональное расширение желудка.

P. S- 1902. Не очень давно я получил от больного известие: он все еще здоров.

Оставить комментарий